Алекс Дроздовский: «Меня радует, что с каждым годом в Москве растет количество «must to visit» мест»

Алекс Дроздовский из литовского города Клайпеда, креативный стратег агентства Brand Science, рассказывает о своей стране, в которой пельмени называют колдунами, о желании перевоспитать наши коммунальные службы и о том, почему первое время в России он чувствовал себя гостем из литературного прошлого.

Алекс Дроздовски

Когда, как и почему ты попал в Москву?
В Москве я уже давно – мой «экспатский» стаж перевалил за 6 лет. Мне предложили приехать сюда для получения образования по правительственной программе, и я принял предложение, чем действительно шокировал своих близких и друзей. В тот период многие мои знакомые уезжали в Великобританию или Скандинавию. А я поехал в противоположную сторону. Дело в том, что с раннего детства мне была интересна история и культура России. Более того, не секрет, что страна в последние годы интенсивно развивается – преобразовывается экономика, структура и образ жизни общества. До этого я достаточно много ездил, в том числе неоднократно бывал в Москве во время международных молодежных форумов. Думаю,  этот огромный город постоянно находится в состоянии крайностей, в круглосуточном броуновском движении на высоких скоростях. При этом Москва оставляет возможность баланса, фокусировки и стабильного развития для тех, кто принял вызов. Пожалуй, эта возможность проверки себя и привлекла меня. Как подметила моя соотечественница, жизнь в Москве похожа на отношения взрослой пары, в которой партнеры не перестают друг друга удивлять и освежать отношения.

Первое впечатление от столицы, что осталось в памяти как самое яркое воспоминание?
Сначала меня удивил реальный масштаб. Я приехал в город, который вмещает в себя, по меньшей мере, четыре моих страны! Но мне удалось быстро адаптироваться, тем более что у меня не было языкового барьера. В Москве в первое время поражает огромное количество людей, особенно в метро.  К моему удивлению, при этом подземка до сих пор не самым лучшим образом организована для комфортного нахождения людей в ней. Помню, что сначала ощущал себя «гостем прошлого века». Дело в том, что русский я изучал еще в начальной школе, а позже полюбил русскую классику. Приехав в Москву, я понял, что моя речь местами чересчур «книжная», да еще с примесью нашей прибалтийской манеры растягивания звуков. Поэтому некоторое время я все время перестраивал фразы и слова и это было смешно.

Что тебе больше всего понравилось в москвичах и что не понравилось?
Ясчитаю, что обобщать нельзя. Даже если тебе встретился плохой человек, потом обязательно появится хороший, и наоборот. В Москве очень разные люди, но мне все же кажется, что люди тут чаще любят казаться, а не быть на самом деле. И еще здесь довольно много наплевательского отношения к себе и другим, к тому, что происходит вокруг. Этого существенно меньше у нас в Литве. Больше всего меня возмущает коммунальные службы: создают видимость работы, но по сути не делают ее должным образом. Я каждую весну наблюдаю, как тут обновляют краску на осветительных фонарях. Их не просто поливают краской, но и заливают ею все вокруг (возможно они создают некий вид современного искусства)). Меня поражает такая неаккуратность в мелочах. Ведь облик города складывается из таких вот деталей. Теперь о хорошем. Мне нравится, что тут много прекрасно образованных людей, которые разбираются в широком круге вопросов. Еще я ценю открытость и радушие москвичей. Правда, лучше, когда это проявляется ненавязчиво.

Назови три места, куда ты обязательно пойдешь с друзьями, которые первый раз приехали в Москву
Меня радует, что с каждым годом растет количество «must to visit» мест. Многие из новых напоминают то, что когда-то появлялось в Европе. С друзьями я бы посетил некоторые популярные открытые пространства и арт-места – Гараж, Циферблат, Парк Горького. В последнем начала работать отличная команда, которая создает хорошее место для отдыха современных горожан: можно и прогуляться, и растянуться на газоне с отличной книгой или гитарой, и, конечно, покататься на любимом скейтборде. Еще я люблю набережные в центре города, особенно в районе Кропоткинской (наверное, так проявляется моя страсть к морю, у которого я вырос) и миниатюрные улочки, которые напоминают мне о родине, например, Камергерский переулок.

Что есть в Клайпеде такого, чего нет в Москве?
Определенно, чистый морской воздух и то, что все находится в разумной шаговой доступности. Клайпеда – типичный Европейский портовый городок с очень интересной историей. У нас лучше развито гражданское общество. В последнее время россияне, особенно жители Москвы, также пытаются активнее участвовать в истории страны и города, но у нас это происходит более естественно. В Клайпеде многие относятся к своему городу как к чему-то им по праву принадлежащему, вместе с администрацией города стараются улучшить качество жизни. Думаю, это из-за эффекта масштаба и поэтому все у всех на виду.

Если друзья соберутся поехать в Литву, то куда они обязательно должны попасть?
Обязательно стоит поехать в Вильнюс, забраться на холм Gedimino pilies bokštas (Башня замка Гедиминаса), откуда открывается потрясающий, как я его называю, стратегический и одновременно поэтичный вид на весь город. Конечно, следует отправиться к морю в мой родной город Клайпеду. Побережье там – одно из самых воодушевляющих меня мест. Дальше можно переправиться на пароме и открыть для себя узкую полоску суши, разделяющую Балтийское море и Куршский залив – Kuršių nerijos nacionalinis parkas (Национальный парк заповедник Куршская Коса). Это уникальный и очень красивый уголок природы.

Какую еду в Литве обязательно нужно попробовать? И где?
Для нашей кухни характерна простота и комбинируют в ней мало продуктов. Например, блюда из картофеля, мяса, рыбы. Рекомендую классику, а именно Cepelinai (Цепелинай) – это одно из наиболее любимых блюд в Литве. Также десертное угощение Šakotis или Raguolis (Шакотис). Сам я уже восьмой год придерживаюсь вегетарианства, поэтому остаюсь лояльным потребителем натуральных литовских молочных продуктов, особенно сыра.
Вспомнил веселый случай, когда знакомый (неплохо, но редко говорящий по-русски), будучи в Петербурге пытался заказать порцию «Колдунов» себе на ужин. Дело в том, что слово Koldunai на литовском означает пельмени. Приятель об этом забыл и настойчиво пытался получить свой десяток колдунов.

Что пьют литовцы?
Я не большой любитель пива, но не могу не сказать, что в Литве оно – одно из лучших в мире. На всемирном конкурсе пивоваров в США наше пиво Švyturys несколько лет подряд занимает призовые места. Также нам принадлежит первенство в Европе по изготовлению настойки под названием Trejos devinerios (Три девятки), ее производят, начиная с 13 века. Этот крепкий алкогольный напиток, настоянный на 27 травах (отсюда 3×9=27), выдерживают до готовности в деревянных (обычно из древесины граба) бочках. В старину литовские воины брали его с собой в походы для лечения простуды, с той же целью и я, порой, ношу этот напиток в карманной фляжке.

Поделись с нами тостом на литовском?
В Литве основным тостом является традиционное «на здоровье!» – Į sveikatą! (и свейката!)

Оставьте комментарий